ЦБ против отказа от обязательного контроля финансового управляющего в упрощенном банкротстве граждан

ЦБ РФ не против введения упрощенной процедуры банкротства граждан, но считает, что ее нужно доработать, чтобы защитить интересы кредиторов и предотвратить преднамеренные банкротства. Как сообщил «Интерфаксу» источник в одном из профильных ведомств, свою позицию Банк России изложил в отзыве на соответствующий законопроект Минэкономразвития. Ранее против отказа от обязательных услуг арбитражного управляющего выступил Минюст.

Как сообщалось ранее, Минэкономразвития доработало поправки в закон, прописывающие упрощенную процедуру банкротства граждан. Ею смогут воспользоваться граждане, чей долг составляет от 50 тыс. до 900 тыс. рублей, в том числе индивидуальные предприниматели (ИП), что было запрещено в прошлой версии поправок.

Банк России в целом поддерживает предложение ввести упрощенную процедуру банкротства для граждан в тяжелом финансовом положении при обеспечении баланса интересов заемщиков и кредиторов, говорится в отзыве ЦБ. Но у банковского сообщества есть ряд концептуальных замечаний. В предлагаемой схеме упрощенного банкротства нет обязательного контроля со стороны финансового управляющего за действиями должника, ведения реестра кредиторов, анализа финансового состоянии должника и выявления признаков преднамеренного банкротства, что при пороге 900 тыс. рублей создает дополнительные возможности для уклонения от возврата долга, отмечает ЦБ.

Законопроект снижает минимальный порог задолженности для упрощенной процедуры в 10 раз по сравнению с общей процедурой — до 50 тыс. рублей, что, по мнению банков, не соответствует текущим экономическим отношениям. Согласно законопроекту, инициировать упрощенную процедуру банкротства может только должник. ЦБ предлагает разрешить это и кредиторам, установить обязательный внешний контроль за ее проведением и исключить обязанность кредитора оплачивать все расходы в случае его отказа от упрощенной процедуры. Кроме того, по мнению ЦБ и банковского сообщества, нужно исключить конфликт интересов должника при самостоятельной реализации имущества и увеличить размер его административной ответственности за заведомо недостоверные сведения.

С начала работы института банкротств физлиц в октябре 2015 года несостоятельными были признаны 24 тыс. граждан, свидетельствуют данные Федресурса (bankrot.fedresurs.ru) на конец первого квартала 2017 года. Реабилитационные процедуры, включая реструктуризацию долгов, за этот период были введены в отношении 9 тыс. граждан. Число граждан, признанных банкротами, все еще составляет около 4% от общего числа потенциальных банкротов, подсчитанных «Объединенным кредитным бюро».

Проблема в том, что процедуры дела о банкротстве оказались недоступны для значительного числа должников, у которых не было средств на их проведение. Одной из проблем стало обязательное привлечение финансовых управляющих, которые запрашивают за свои услуги 150−200 тыс. рублей (сейчас по закону это стоит 25 тыс. рублей), отмечают разработчики законопроекта. Решить эту проблему должны были поправки в закон о банкротстве, дополняющие главу Х закона (Банкротство гражданина) новым параграфом — «Упрощенная процедура банкротства гражданина». Сейчас законопроект проходит согласование в Минфине, Федеральной налоговой службе, Минюсте и Центробанке.

Чтобы воспользоваться упрощенной процедурой, гражданину нужно будет соблюсти несколько условий: иметь долг в рамках 50−900 тыс. рублей, при этом в течение последних шести месяцев должно возникнуть не более 25% долга. Гражданин в течение года не должен совершать сделок по отчуждению имущества дороже 2 млн рублей и безвозмездных сделок по отчуждению имущества дороже 200 тыс. рублей, у него не может быть непогашенной судимости за умышленные преступления в сфере экономики. При этом с момента последней процедуры реализации имущества по упрощенной схеме должно пройти 10 лет и не менее 5 лет после реструктуризации долгов. Заявление на упрощенную процедуру сможет подать только сам должник.

Как сообщалось ранее, Минюст РФ выступил против отказа от участия арбитражного управляющего в упрощенной процедуре банкротства граждан и предложил переложить бремя оплаты его услуг на государство через механизм бесплатной юридической помощи для малоимущих граждан. Должник, попавший в такое положение, чаще всего оказывается неплатежеспособным, а значит, может рассматриваться как малоимущий (то есть потенциальный субъект бесплатной юридической помощи), говорится в отзыве Минюста.

Copyright © 1989 — 2017 Интерфакс Все права защищены Использованы материалы Новостной ленты «Интерфакс»

ЕФРСБ

05.05.2017

По теме

Дали списать: в РФ резко выросло количество банкротств среди населения
В России ускорились темпы роста личного банкротства: за первое полугодие 2021-го несостоятельными признаны вдвое больше граждан, чем в аналогичном периоде 2020-го. Это следует из данных «Федресурса», с которыми ознакомились «Известия»
Жилой интерес: Минэк предупредил о риске появления новых схем отъема квартир
Минэкономразвития предупредило о риске возникновения новых схем по отъему жилья. К случаям мошенничества может привести практика продажи единственной жилплощади должников
КС РФ: граждане-банкроты не могут сами начинать крупные судебные споры, инструмент защиты от бездействия управляющего — иск к нему
Гражданин-банкрот не может без финансового управляющего вступать в споры по защите своих имущественных прав, если полученное должно пойти в конкурсную массу, решил Конституционный суд (КС) РФ
Бывший банкрот лишился зарубежного отдыха
Объявленный банкротом гражданин не смог выехать за границу через два года после прекращения дела. Второй кассационный суд не усмотрел в произошедшем вины пограничников