Россияне пока не научились говорить коллекторам нет

Россияне не отказываются от общения с коллекторами, хотя такое право у них появилось с 1 января 2017 года, пишут «Ведомости». Только в 1,5% случаев должники пользуются правом отказаться от общения с коллекторами по закону о защите интересов физлиц при взыскании просроченной задолженности, который вступил в силу 1 января 2017 г. Такую оценку на основе опроса своих сотрудников (более 700 человек) привело коллекторское агентство «Сентинел кредит менеджмент» («дочка»» Альфа-банка) в своем исследовании.

Новый закон запрещает коллекторам звонить должникам чаще одного раза в сутки, двух раз в неделю и восьми раз в месяц. При этом должник вправе отказаться от переговоров. Процедура отказа от взаимодействия достаточно простая, рассказывает председатель совета директоров правового бюро «Олевинский, Буюкян и партнеры» Эдуард Олевинский. Должнику необходимо написать заявление, которое может быть передано через нотариуса, отправлено по почте или вручено под расписку, указывает он. То, что заемщики почти не пользуются правом отказаться от взаимодействия с коллекторами, он связывает с низкой финансовой грамотностью населения.

«По моей статистике (данные «Активбизнесколлекшн» и опрос крупнейших компаний, входящих в ассоциацию НАПКА), на конец января должники только в 1% случаев отказывались от общения, на конец февраля эта цифра выросла до 3%, к концу марта будет 5%", — ожидает гендиректор «Активбизнесколлекшн» («дочка» Сбербанка) Дмитрий Теплицкий. Закон новый, люди узнают о нем постепенно, по его прогнозам, к концу 2017 г. число отказов возрастет до 20–30%. Это приведет к тому, что по всем отказникам кредиторы будут сразу обращаться в суд, что усилит нагрузку на суды и в конечном счете на Федеральную службу судебных приставов, и это серьезная проблема, полагает Теплицкий.

По оценкам НАПКА, в среднем по рынку уровень отказов от общения составляет сейчас около 1% и зависит от качества долгового портфеля, рассказывает директор ассоциации Борис Воронин. Он соглашается с тем, что в ближайшее время этот показатель может вырасти — еще не все должники узнали об этой опции и научились ею пользоваться, но столь быстрого роста отказов он не ждет: ближе к концу года ситуация стабилизируется на уровне не выше 3–4%.

Финмаркет

28.02.2017

По теме

Власти предложили оформлять личное банкротство через «Госуслуги»
Минэкономразвития планирует сделать внесудебное банкротство физлиц доступнее, позволив оформлять заявление через сайт госуслуг. Сейчас неплатежеспособные должники с суммой долга до 500 тыс. руб. должны подавать заявления в МФЦ
Погашение ипотеки супругом банкрота выводит жилье из процедуры банкротства — ВС РФ
Верховный суд (ВС) РФ отменил акты нижестоящих судов, которые заблокировали вывод из конкурсной массы гражданина-банкрота ипотечной квартиры, который произошел в результате досрочного погашения кредита его супругой
В России выросла доля просроченных потребительских кредитов
Доля просроченных более чем на 90 дней потребительских кредитов в России на конец января 2021 года увеличилась до 23,5%, сообщил ТАСС со ссылкой на Национальное бюро кредитных историй (НБКИ)
Сбербанк поможет гражданам с банкротством
Сервис по поиску арбитражных управляющих выходит на проектную мощность