«Раздолжнители» пришли к банкирам

«Раздолжнители» начали атаку на банкиров. Мошенники требуют погашения несуществующих долгов по кредитам банка «Русский стандарт» у сотрудников других кредитных организаций. По словам опрошенных «Известиями» экспертов, провокации мошенников направлены на выуживание персональных данных.

Злоумышленники отправляют письма на рабочие ящики персонала крупных банков следующего содержания: «Уважаемый должник! Меня зовут Толкачев Иван Павлович. Я представитель интернет-банкинга «Русский стандарт онлайн кредит». На Ваши паспортные данные был оформлен потребительский кредит через наш онлайн-сервис на сумму 360991 рубль. На данный момент задолженность не погашена! На 2 августа 2016 года ваш долг составляет 385 660 рублей с учетом пени 0,5% в день. В связи с этим на ваше имя был составлен судебный иск! Ознакомьтесь, пожалуйста, с документами...» К сообщению прикреплены два файла — копия договора и копия иска.

О получении «писем счастья» на рабочую почту «Известиям» рассказали несколько действующих сотрудников разных банков. Эта мошенническая схема — видоизмененный вариант «классической» схемы атак «раздолжнителей» на клиентов банков.

«Раздолжнители» предлагают свои «услуги» в интернете. Впервые Центробанк обратил внимание на эту категорию мошенников в 2014 году. Цель «раздолжнителей» — получить средства населения за решение проблем с погашением долгов по кредитам. Злоумышленники предлагают вложиться в свою компанию, чтобы не отдавать долги банкам. Наиболее известный пример «раздолжнителей» — компания «Древпром» (признана банкротом в мае 2015 года). Она предлагала погашение банковских кредитов за комиссию в 20–30% от суммы займа.

Но если ранее «раздолжнители» делали ставку на клиентов банков, главным образом пенсионеров (надеясь на низкий уровень финансовой грамотности), теперь в сфере их интереса оказались банкиры с действующими кредитами.

Управляющий организации по защите прав потребителей «Финпотребсоюз» Виктор Майданюк уверен, что такого рода «грубые разводки» в большинстве случаев рассчитаны на последующее общение с «должником».

— Понятно, что никто не будет выплачивать долг в 300 тыс. рублей, который он не брал, — отметил глава «Финпотребсоюза». — Но в процессе «прояснения» ситуации и клиент, и работник банка могут неожиданно согласиться с автором писем и предложить: «Да, вы, возможно, правы, мы разберемся с этим долгом, но, чтобы он автоматом не ушел к коллекторам, не могли бы вы внести очередной платеж в 10 тыс., а как только мы проверим всю информацию, то обязательно его вернем».

Виктор Майданюк уверен, что сегодня подобные «письма счастья» направлены и на то, чтобы выудить у сотрудников банков персональную информацию.

— Ошарашенный неожиданными претензиями гражданин может попытаться в общении с мошенником снять все подозрения на свой счет, предоставив дополнительную информацию, — отметил глава «Финпотребсоюза».

В «Русском стандарте» «Известиям» заявили, что название их банка мошенники используют, поскольку это один из крупнейших розничных банков с хорошо узнаваемым брендом.

— По характеру письма обычно сразу можно догадаться, что оно отправлено не банком. Во-первых, банк отправляет письма клиентам только с официальных почтовых ящиков c доменом @rsb.ru. Во-вторых, банк «Русский стандарт» не предоставляет услуг по оформлению кредитов через сервис «интернет-банк», — отметили в пресс-службе.

По словам представителей «Русского стандарта», в банке прилагают усилия для борьбы с мошенниками.

— Если в call-центр банка поступает звонок от получателя такого письма, мы оперативно во взаимодействии с правоохранительными органами начинаем работу по поиску и привлечению злоумышленников к ответственности, — пояснили в пресс-службе «Русского стандарта».

По словам адвоката специализированной московской коллегии адвокатов «ЭкКорп-Защита» Олега Никуленко, правоохранительным органам с подобного рода мошенничеством бороться невозможно. Эксперт предлагает не обращать внимания на подобные послания.

Но эксперты указывают и на другой нюанс — степень открытости данных о российских заемщиках.

По словам руководителя юридического департамента Ланта-банка Дмитрия Шевченко, данные о кредитах могут быть доступны из разных источников — например, от микрофинансовых организаций, других банков или организаций, имеющих доступ к бюро кредитных историй. Олег Никуленко уверяет, что получить информацию предельно просто.

— Данные о кредитах — не история болезни, поэтому скрывать ее или стесняться не имеет смысла, — считает Дмитрий Шевченко.

Официальные представители ЦБ сообщили «Известиям», что по последним актуальным данным в первом полугодии 2016 года поступило 2112 жалоб «в отношении субъектов рынка микрофинансирования по вопросу совершения действий, направленных на возврат задолженности по договору микрозайма и по вопросу цессии долга (вопросы по коллекторским агентствам. — «Известия») — 336 жалоб».

По словам представителей пресс-службы регулятора, жалобы направлялись заемщиками в службу Банка России по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров, ее территориальные подразделения, а также территориальные учреждения Банка России. В пресс-службе ЦБ также отметили, что по «классическим раздолжнителям» с июня 2015 года по июнь 2016-го в ГУ Банка России по ЦФО поступило несколько жалоб от граждан.

Виктор Майданюк сетует, что в стране «очень остро стоит проблема с хранением персональной информации».

— Закон «О персональных данных», постановления правительства четко регламентируют, как должны собираться, храниться и использоваться переданные гражданами личные сведения, — подчеркнул Виктор Майданюк. — Причем нормативные требования относятся как к информации о посетителях, клиентах, так и о работниках компаний.

По словам главы «Финпотребсоюза», наблюдаются массовые нарушения, которые определяются почти нулевой ответственностью за нарушения законодательства.

— Санкции по статье 13.11 КоАП («Нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных) — предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от 300 до 500 рублей; на должностных лиц — от 500 до 1 тыс. рублей; на юридических лиц — от 5 до 10 тыс. рублей, — отметил Виктор Майданюк.

Собеседник советует ни в коем случае не передавать никакой информации до точного установления источника долга, а если это мошенник — сразу удалять «письмо счастья».

— Как и в других случаях дистанционного мошенничества, здесь затруднительно установить исполнителей и организаторов, пресечь их деятельность, — сокрушается эксперт.

Партнер юридического бюро «Падва и Эпштейн» Антон Бабенко предостерегает: не стоит передавать свои персональные данные в ответ на подозрительные запросы и тем более не следует перечислять деньги в погашение спорных долгов.

— Всю информацию нужно уточнять путем самостоятельных обращений в отделения банков, — считает Антон Бабенко.

В Генпрокуратуре и Роспотребнадзоре не ответили на запрос.

Анастасия Алексеевских, Известия

08.08.2016

По теме

Дали списать: в РФ резко выросло количество банкротств среди населения
В России ускорились темпы роста личного банкротства: за первое полугодие 2021-го несостоятельными признаны вдвое больше граждан, чем в аналогичном периоде 2020-го. Это следует из данных «Федресурса», с которыми ознакомились «Известия»
Жилой интерес: Минэк предупредил о риске появления новых схем отъема квартир
Минэкономразвития предупредило о риске возникновения новых схем по отъему жилья. К случаям мошенничества может привести практика продажи единственной жилплощади должников
КС РФ: граждане-банкроты не могут сами начинать крупные судебные споры, инструмент защиты от бездействия управляющего — иск к нему
Гражданин-банкрот не может без финансового управляющего вступать в споры по защите своих имущественных прав, если полученное должно пойти в конкурсную массу, решил Конституционный суд (КС) РФ
Бывший банкрот лишился зарубежного отдыха
Объявленный банкротом гражданин не смог выехать за границу через два года после прекращения дела. Второй кассационный суд не усмотрел в произошедшем вины пограничников