Обещать не значит расплатиться

В условиях пандемии и карантинных мер злостные неплательщики по банковским кредитам, чьи долги уже выкуплены коллекторскими агентствами, готовы разговаривать со взыскателями, но стали реже сдерживать обещания по погашению займов. Качество таких портфелей невысокое, и должники почти ничего не теряют при невыплате долга. При этом из-за ожидаемого снижения доходов населения улучшения ситуации никто на коллекторском рынке не ждет.

По данным Национальной ассоциации профессиональных коллекторских агентств (НАПКА), во время пандемии уровень контактности с банковскими должниками снизился, при этом по задолженности, выкупленной коллекторами (цессионной задолженности), граждане, наоборот, чаще готовы общаться.

Уровень контактности рассчитывается по доле звонков, по которым указанный телефонный номер является действующим и по нему отвечает именно должник. Так, по итогам апреля среднемесячный уровень контактности по агентским портфелям снизился на почти 1 процентный пункт (п. п.) по сравнению с мартом, до 27,8%, и на 7,9 п. п. по сравнению с апрелем 2019 года. Средний же уровень контактности цессионных должников составил 37,9%, что на 8,8 п. п. выше значения марта и на 7,1 п. п. прошлогоднего апреля.

В отношении сдержанных обещаний по погашению задолженности зависимость оказалась иной. Так, по заемщикам, с которыми коллекторы работают по агентской схеме, в апреле она достигла 77,6%, что на 9,1 п. п. выше показателя марта и на 13 п. п. выше прошлогоднего показателя. По цессионной задолженности эта доля сократилась до 47,7% — на 17 п. п. к марту и на 7,4 п. п. к апрелю 2019 года.

Как пояснил президент СРО НАПКА Эльман Мехтиев, в рамках агентского взыскания на контактность должников оказал влияние эмоциональный стресс в условиях режима самоизоляции, который усилил панику от зачастую первого контакта с коллектором. «Однако высокий рост доли сдержанных обещаний в рамках агентской схемы свидетельствует о стремлении банковских заемщиков решить долговой вопрос, не дожидаясь серьезного кризиса личных финансов и опасаясь ухудшения финансового положения и начисления банками штрафов и пеней за просрочку»,— добавляет гендиректор НСВ Роман Волосников.

«Срок просрочки в цессионном портфеле в разы выше, должники не так мотивированы выплатить долг, как должники агентского взыскания»,— добавляет господин Мехтиев. По его словам, эти должники и раньше могли не платить, а в текущих реалиях «приняли решение повременить». По мнению гендиректора ЭОС Антона Дмитракова, снижение уровня совершения обещанных платежей в нерабочем апреле обусловлено прежде всего «стремлением части клиентов переосмыслить свои финансовые возможности в новых обстоятельствах».

По мнению главы «Юридического бюро №1» Юлии Комбаровой, среди должников появился новый тип — граждане, которые работают в пострадавших от кризиса отраслях. «Эти должники, как правило, вышли на небольшую просрочку, и коллекторы работают с ними еще по агентской схеме»,— отмечает она. Эти граждане более ответственны и, несмотря на кризис, «стараются вернуться в график платежей, что объясняет рост собираемости по агентским договорам», считает госпожа Комбарова. «Качество портфеля по цессии, как правило, существенно хуже, чем по агентской схеме, поэтому и доля сдержанных обещаний по оплате в сегменте ниже»,— отмечает инвестиционный стратег «БКС Премьер» Александр Бахтин. При этом, по его словам, уровень контактности «не всегда пропорционален желанию вернуть кредит, заемщик может оставаться на связи и при этом быть неплательщиком».

По мнению гендиректора «МБА Финансы» Федора Вахаты, ситуация сохранится в следующие несколько месяцев: перед многими встанет вопрос обеспечения семьи, а только потом возврата долга. «В условиях продолжающегося периода карантина и, как следствие, падения доходов населения мы не ожидаем улучшения показателей контактности и сдержанных обещаний клиентов»,— отмечает гендиректор ПКБ Павел Михмель. Восстановления показателей до докризисного уровня он ожидает не ранее осени.

© «Ъ»

03.06.2020

По теме

Дали списать: в РФ резко выросло количество банкротств среди населения
В России ускорились темпы роста личного банкротства: за первое полугодие 2021-го несостоятельными признаны вдвое больше граждан, чем в аналогичном периоде 2020-го. Это следует из данных «Федресурса», с которыми ознакомились «Известия»
Жилой интерес: Минэк предупредил о риске появления новых схем отъема квартир
Минэкономразвития предупредило о риске возникновения новых схем по отъему жилья. К случаям мошенничества может привести практика продажи единственной жилплощади должников
КС РФ: граждане-банкроты не могут сами начинать крупные судебные споры, инструмент защиты от бездействия управляющего — иск к нему
Гражданин-банкрот не может без финансового управляющего вступать в споры по защите своих имущественных прав, если полученное должно пойти в конкурсную массу, решил Конституционный суд (КС) РФ
Бывший банкрот лишился зарубежного отдыха
Объявленный банкротом гражданин не смог выехать за границу через два года после прекращения дела. Второй кассационный суд не усмотрел в произошедшем вины пограничников