Новый год начнется без коллекторов

Подписанный в четверг президентом указ о наделении Федеральной службы судебных приставов (ФССП) полномочиями по надзору за коллекторами, как выяснилось, не сильно поможет рынку. Для того чтобы начать надзирать за взыскателями, составить их реестр и принять необходимые подзаконные акты, ФССП нужно еще постановление правительства. Коллекторы указывают, что даже при оперативной его подготовке взыскание просроченной задолженности остановится как минимум на январь.

В четверг президент Владимир Путин подписал указ о наделении Минюста полномочиями по регулированию взыскателей (юридических лиц, основной деятельностью которых является возврат просроченной задолженности) и ФССП — полномочиями по надзору и ведению их реестра. Согласно профильному закону, принятому в июле текущего года, с 1 января 2017 года не зарегистрированные в реестре коллекторы заниматься взысканиям долгов не могут. На осуществление новой деятельности указом выделен новый департамент ФССП с численностью 25 человек, а также 375 человек дополнительных работников в территориальных органах.

Предполагалось, что данный указ ускорит создание реестра и инструментария для работы в рамках закона (см. «Ъ» от 8 декабря). Он появился спустя неделю после публичного обращения коллекторов к премьеру Дмитрию Медведеву с просьбой сдвинуть процесс с мертвой точки. Однако, как выяснилось, ФССП для того, чтобы приступить к надзору за коллекторами и формированию реестра, данного указа недостаточно. Как сообщила пресс-служба ведомства, в полном объеме ФССП приступит к реализации полномочий по надзору за деятельностью коллекторских агентств только после подписания правительством соответствующего постановления. Замминистра экономики Николай Подгузов подтвердил «Ъ» необходимость постановления о наделении ФССП соответствующими полномочиями. «Постановление уже внесено в правительство и может быть оперативно подписано»,— заверил он.

С бюрократической точки зрения действительно должно выйти постановление, так как по закону надзором за коллекторами должен заниматься «федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный правительством», соглашается президент Национальной ассоциации профессиональных коллекторских агентств (НАПКА) Алексей Саватюгин. Впрочем, до 1 января 2017 года, когда в силу вступят основные части профильного закона, а работа вне реестра будет запрещена, времени мало. ФССП должна разработать целый ряд нормативных актов, а также создать сам реестр и включить туда участников рынка. В данной ситуации можно было бы отойти от формализма и начать работы до появления постановления, считают участники рынка. Даже если постановление будет подписано в ближайшие дни и коллекторы подадут в ФССП заявки на включение в реестр (на эту процедуру отводится 20 рабочих дней), то как минимум в течение января рынок взыскания будет остановлен. «Если январь, который и так на практике тихий месяц, будет использован как переходный период и неготовность госорганов будет компенсирована мягким надзором, коллекторы и регуляторы разойдутся на узкой дороге»,— надеется партнер агентства «Эверест» Антон Дианов.

На более долгий срок коллекторы приостановить работу не готовы. При этом, работая вне реестра, взыскатели формально станут нарушителями закона и могут быть привлечены к ответственности.

«Основания для правомерной работы взыскателей есть: это закон и указ президента, а подзаконные акты — это уже вопрос регулятора,— считает президент «Секвойи кредит консолидейшн» Елена Докучаева.— Чтобы нарушить требования регулятора, надо, чтобы они для начала были сформированы».

Помимо бюрократических проволочек у ФССП есть и более серьезные причины повременить с надзором за коллекторами — отсутствие бюджета для финансирования такой деятельности. Во исполнение указа президент поручил правительству пересмотреть бюджетные ассигнования ФССП и соответствующим образом скорректировать федеральный бюджет. Однако размер этих ассигнований пока не определен. Ранее «Интерфакс» со ссылкой на источники сообщал, что ФССП оценивала потенциальную стоимость своего участия в надзоре за рынком взыскания в 0,6 млрд руб. Однако Минфин выступал против выделения бюджетных средств ФССП на эти цели, а замминистра финансов Алексей Моисеев подчеркивал, что в финансово-экономическом обосновании к закону о коллекторах указано, что исполнение документа не требует дополнительного финансирования (см. «Ъ» от 15 июля). Таким образом, логично предположить, что министерство будет бороться за сокращение данных расходов, и их финальный размер может оказаться существенно ниже оценок ФССП.

Юлия Полякова, Коммерсант

16.12.2016

По теме

КС РФ разберется с правом граждан-банкротов лично отстаивать свои интересы в судах
Конституционный суд (КС) РФ проверит нормы закона о несостоятельности, не позволившие обанкротившемуся гражданину самостоятельно инициировать процесс взыскания долга по зарплате из-за пассивности арбитражного управляющего
ВС РФ разберется с пределами прав банкрота на сохранение единственного жилья
Верховный суд (ВС) РФ определит, можно ли изъять за долги единственный дом у гражданина, если тот затянул на несколько лет процедуру его регистрации и сделал своим единственным жильем лишь после открытия дела о личном банкротстве
Обанкротившимся индивидуальным предпринимателям в РФ позволят быстрее возвращаться в бизнес
Обанкротившиеся индивидуальные предприниматели (ИП) могут получить возможность вновь зарегистрироваться в этом статусе или возглавить компанию уже через три года с момента завершения реализации имущества, а не через пять лет, как сейчас
Граждане с «долгами за преступления» должны иметь шанс на личное банкротство
Верховный суд (ВС) РФ признал недопустимым отказ в возбуждении дела о личной несостоятельности гражданам, долг которых образовался в результате взыскания в пользу государства дохода, полученного преступным путем