Минэкономразвития предлагает ввести упрощенную процедуру банкротства физлиц

Минэкономразвития предлагает ввести упрощенную процедуру банкротства физлиц, чтобы облегчить доступ граждан к этому механизму. Действующие нормы «оказались недоступны для значительного числа должников, находящихся в действительно затруднительном положении», говорится в пояснительной записке к законопроекту, сообщает «Интерфакс». Минфин одобрил этот проект, а Центробанк предлагает обсудить его с банками.

В главе 10 закона о банкротстве может появиться новый параграф — «Упрощенная процедура банкротства гражданина». Претендовать на нее сможет только тот, кто будет соответствовать всем условиям новой статьи закона — ст. 223.2. «Условия применения упрощенной процедуры банкротства гражданина». Это гражданин с общим размером долга от 50 тыс. до 900 тыс. рублей (в течение последних шести месяцев возникло не более 25% от суммы долга), его ежемесячный доход за последние полгода был не больше трех прожиточных минимумов (то есть не больше 29,3 тыс. рублей). В 1-м квартале 2016 года прожиточный минимум по России составил 9776 рублей.

Кроме того, претендент на упрощенную процедуру не может быть индивидуальным предпринимателем в течение последнего года, его средний остаток по счетам и вкладам за полгода должен быть не выше 50 тыс. рублей; у него не может быть недвижимости, за исключением той, на которую не может быть обращено взыскание. В течение года он также не должен совершать безвозмездных сделок по отчуждению недвижимости, транспорта и ценных бумаг, а также имущества, стоимость которого заведомо превышает 200 тыс. рублей. Должник не должен переезжать в другой регион в течение 4 месяцев, иметь неснятую и непогашенную судимость за преступления в сфере экономики;, а с даты применения предыдущей процедуры банкротства должно пройти не менее 10 лет.

Просить суд о применении упрощенной процедуры банкротства сможет только сам должник, но не кредитор или чиновники. Реструктуризация долгов при этом не применяется. В течение пяти рабочих дней суд должен направить определение о принятии заявления у должника всем его кредиторам, уполномоченному органу и главному судебному приставу по месту жительства должника. При этом должник в течение 15 рабочих дней обязан обратиться к нотариусу или арбитражному управляющему, чтобы внести данные об этом решении в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве. После этого в течение 5 рабочих дней они должны появиться в реестре.

Через 60 дней суд должен будет рассмотреть заявление о признании банкротом по упрощенной процедуре, но не раньше, чем рассмотрит заявления кредиторов, если такие поступят.

В соответствующей статье законопроект также прописывает особенности упрощенной процедуры реализации имущества. В течение пяти рабочих дней должник должен уведомить суд о поступлении имущества (в том числе в результате оспаривания сделки или получения наследства). В таком деле реестр требований кредиторов не ведется, их собрания не проводятся. Список кредиторов и их требований прикладывается к заявлению гражданина. На заявление других требований отводится 30 календарных дней с даты признания гражданина банкротом. Если суд признает их обоснованными, то он сможет отказать гражданину в освобождении уплаты долга по ст. 213.28 закона (Завершение расчетов с кредиторами и освобождение гражданина от обязательств).

Законопроект Минэкономразвития также дополняет ст. 14.13 Кодекса об административных правонарушениях (Неправомерные действия при банкротстве) новой частью. За предоставление заведомо ложных сведений при подаче заявления на упрощенную процедуру будет грозить штраф от 5 тыс. до 30 тыс. рублей.

Норма о банкротстве физлиц вступила в силу 1 октября 2015 года. Начиная с октября 2015 года число решений о признании граждан банкротами постоянно увеличивалось: с 223 в ноябре 2015 года до 1802 и 1949 в августе и сентябре 2016 года соответственно. В сентябре федеральный реестр сведений о банкротстве (bankrot.fedresurs.ru) зафиксировал новый пик — 1949 решений о признании граждан банкротами.

Тем не менее, считают эксперты и чиновники, в полную силу этот институт так и не заработал. «Экономические и бюрократические барьеры процедуры банкротства пока еще не позволяют считать институт банкротства физических лиц в России эффективным. Потенциально этим законом могли воспользоваться порядка 670 тыс. граждан», — рассказывал в октябре председатель правления конфедерации общества потребителей Дмитрий Янин, выступая на семинаре учебного центра «Интерфакса» «Первая годовщина процедуры банкротства граждан в России».

К таким же вывода пришли и в Минэкономразвития. Процедура «оказалась недоступна для значительного числа должников, находящихся в действительно затруднительном положении и не имеющих средств в том числе на проведение процедуры банкротства в ее существующем виде», отмечает ведомство в пояснительной записке к проекту. Наряду с высоким размером пошлины и другими судебными расходами, одной из проблем стала обязательность участия в делах о банкротстве финансовых управляющих, которые запрашивают за свое участие в деле порядка 150−200 тыс. рублей, поясняют чиновники.

«Такие суммы существенно превышают установленный законом о банкротстве размер вознаграждения финансового управляющего, до недавнего времени составлявшего 10 тысяч рублей за всю процедуру. Состоявшееся в июле 2016 года повышение размера вознаграждения до 25 тысяч рублей также не окажет на сложившуюся ситуацию значительного влияния», — прогнозируют авторы в пояснительной записке. Проблема в том, что значительную часть вознаграждения финансового управляющего составляют проценты от реализации имущества должника, но в делах о банкротстве физлиц конкурсная масса либо слишком мала, либо ее нет вообще.

Чтобы улучшить эту ситуацию, Минэкономразвития и предлагает ввести упрощенную процедуру банкротства физлиц. Но ею смогут воспользоваться только граждане, в делах которых «вряд ли возможно какое-либо существенное удовлетворение требований кредиторов и невелика вероятность совершения гражданином неправомерных действий в предбанкротном периоде».

Закон должен заработать 1 марта 2017 года. Если до этого времени гражданин подал заявление о банкротстве, но суд еще не ввел соответствующую процедуру и заявлений кредиторов нет, то суд по просьбе должника может применить упрощенную процедуру.

Минфин согласовал проект при условии, что Минэкономразвития устранит противоречие между новой нормой в части недвижимости, на которую может быть обращено взыскание, и ст. 446 ГК (Имущество, на которое не может быть обращено взыскание по исполнительным документам), рассказал «Интерфаксу» источник в финансово-экономическом блоке правительства.

Банк России, в свою очередь, поддержал введение упрощенной процедуры банкротства для граждан в затруднительном финансовом положении, но при обеспечении баланса интересов как заемщиков, так и кредиторов, говорит собеседник агентства, знакомый с письмом ЦБ. В данном случае должников кредитуют преимущественно банки, а значит, законопроект нужно обсудить с банковским сообществом, в том числе в вопросе установления предельной суммы долга для упрощенной процедуры, считают в ЦБ.

ИА «Финмаркет»

10.11.2016

По теме

Займы против: у банков появилась новая причина для отказов в кредитах
В оценку клиента стали включать прогноз банкротства — доля одобрений по заявкам может снизиться на 20−30%
Коллекторы раскрыли долю бесперспективных долгов россиян
Более четверти долгов россиян, проданных банками коллекторам, классифицируются как «бесперспективные к взысканию». В 2023-м их оценивали в ₽67 млрд. Шансы на возврат этих долгов близки к нулю, но взыскатели все равно их покупают
Россиянам списали без суда ₽6,3 млрд долгов
Замглавы МЭР Торосов: россиянам списали без суда долги на 6,3 млрд руб.
Верховный суд: Покупатель не обязан проверять имущество банкрота
Верховный суд РФ ответил на неожиданный вопрос, связанный с имуществом банкрота, которое было продано на торгах