К коллекторам пришли приставы

Одним из первых, кто пожаловался на коллекторов в Федеральную службу судебных приставов в нынешнем году, стал 87-летний ветеран войны из Иркутской области. Старика донимали взыскатели, несмотря на то что никакого долга у него не было. Ветеран воспользовался правом, которое ему дает закон о коллекторах, действующий с 1 января этого года. Всего в ФССП пришло несколько десятков обращений, связанных с новым законом. Еще 120 граждан обратились в Национальную ассоциацию профессиональных коллекторских агентств (НАПКА).

В соответствии законом «О защите прав физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности» количество контактов взыскателя с должником ограничивается до одного раза в сутки. Воздействовать на должника могут только агентства, вошедшие в государственный реестр, который формирует Федеральная служба судебных приставов. ФССП также принимает жалобы от граждан и может исключить коллекторское агентство из реестра.

В пресс-службе ФССП «Известиям» рассказали, что с 1 января в государственный реестр внесены сведения о 33 юридических лицах. Но этот перечень не окончательный, коллекторские агентства в него будут постоянно добавляться или, напротив, удаляться из него. Реестр размещен на сайте службы, и в любое время можно проверить, имеет ли право тот или иной коллектор взыскивать просроченную задолженность.

Президент НАПКА Алексей Саватюгин рассказал «Известиям», что на конец 2016 года в стране работали от 600 до 800 профессиональных коллекторских агентств. Всего, по его оценкам, в реестр войдет 80–100 из них. Многократное сокращение количество игроков приведет к укрупнению коллекторских агентств. Мелкие организации уйдут, что сократит количество недобросовестных коллекторов на рынке.

— Подавляющее большинство лидеров уже находятся в реестре, на них приходится 75% рынка. Причем 26 организаций из 33 — это члены НАПКА, — сказал Алексей Саватюгин.

По его словам, с 1 января в ассоциацию поступило 120 обращений граждан. Многие из них касаются разъяснения законодательства. Часто должники не согласны с условиями договора и суммой начисленного штрафа. Нередко поступают и жалобы от людей, которых сборщики долгов беспокоили по ошибке. Примерно такое же количество жалоб НАПКА получила и в начале 2016 года.

— Лишь четверть обращений, поступивших к нам с начала года, была связана с тем, что коллекторы звонили слишком часто или не в то время. Из этого количества совсем небольшая часть касалась хамского поведения, угроз или запугивания, — сказал Алексей Саватюгин. По его словам, большинство коллекторов стараются работать в рамках закона, однако это непросто из-за многочисленных лакун.

— Например, коллектор не может выходить на контакт с должников чаще одного раза в сутки. Но что такое контакт? Если коллектор не успел донести информацию о долге, потому что должник попросил перезвонить или просто бросил трубку, то контакт был или нет? И это только один из многочисленных моментов, которые сейчас не прописаны. Закон очень сырой, и я уверен, что его придется менять уже в этом году, — рассказал президент НАПКА.

В ФССП «Известиям» сообщили, что в центральный аппарат службы с начала года поступило несколько десятков обращений, связанных с коллекторской деятельностью. Одни связаны с разъяснением законодательства, другие — с возможными нарушениями прав граждан.

— В зависимости от сути обращения принимаются различные решения. Например, первым обратившимся к судебным приставам Иркутской области с претензией к работе коллекторов стал 87-летний ветеран Великой Отечественной войны. Специалисты незамедлительно провели проверку и приняли меры. Коллекторская организация удалила из своей базы данных сведения о телефоне ветерана, не являющегося должником, — рассказали в пресс-службе ФССП.

Однако антиколлекторы не заметили, что со вступлением в силу закона граждане стали более защищены от недобросовестных коллекторов. По словам генерального директора антиколлекторского агентства Вадима Головацкого, не все вошедшие в реестр взыскатели соблюдают ограничения по количеству контактов с должниками.

— У меня есть клиент, который получает по 18–20 звонков и SMS-сообщений в день от агентства. А оно одним из первых вошло в реестр ФССП, — рассказал он. По его мнению, жалоба в службу судебных приставов не гарантирует, что человека перестанут донимать по телефону, поэтому проще всего сменить номер.

— Вышибалы долгов покупают активированные SIM-карты без данных владельца, чтобы не было возможности определить, кто именно звонил, и терроризируют людей, — добавил Вадим Головацкий.

Наталия Беришвили, Известия

24.01.2017

По теме

Реструктуризацию долгов граждан предлагается дополнить медиацией — проект стратегии
Минфин РФ предлагает создать институт медиации при реструктуризации долговой нагрузки граждан
Всеми мерами: банки предлагают не допускать граждан к банкротству за ложь
Почему Минэк против и как инициативы участников финрынка могут ущемить права граждан
Упрощенное банкротство остается слишком сложным
«Ъ» подвел итоги первого года работы внесудебной процедуры
За год бесплатного банкротства без суда добились 2,4 тыс. россиян
1 сентября исполнился год, как в России действует норма о внесудебном банкротстве граждан. За это время списать долги через МФЦ пытались 12,3 тыс. человек, из них 2,4 тыс. это удалось. Процедура не стала массовой, говорят эксперты