Профильные ведомства не поддерживают законопроект о введении трехлетнего моратория на вступление в силу закона о банкротстве физических лиц.
Закон «О внесении изменений в ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)" и отдельные законодательные акты РФ в части регулирования реабилитационных процедур, применяемых в отношении гражданина-должника» был принят Госдумой в декабре 2014 года. Он должен вступить в силу с 1 июля 2015 года. Депутаты Дмитрий Ушаков, Андрей Крутов, Иван Грачев, Оксана Дмитриева и Наталья Петухова предложили перенести срок вступления закона в силу на 1 июля 2018 года.
«Законом N476-ФЗ (о банкротстве физлиц) предусмотрено применение к физическим лицам и индивидуальным предпринимателям трудоемкой и затратной процедуры банкротства, похожей на применяемую к юридическим лицам: с использованием финансовых управляющих, созывом собрания кредиторов. (...) Одновременно значительно вырастут затраты государства — в частности, на лицензирование финансовых управляющих. Увеличится нагрузка на суды, которые будут вынуждены рассматривать дела об индивидуальных банкротствах», — говорится в пояснительной записке к депутатскому законопроекту.
На этой неделе Минэкономразвития направило в аппарат правительства проект отзыва на этот законопроект, согласованный Минфином, сообщил «Интерфаксу» источник, знакомый с документом.
В отзыве отмечается, что предусмотренный законом о банкротстве физлиц финансовый управляющий — это арбитражный управляющий, утвержденный судом для участия в деле о банкротстве. В государственный реестр арбитражных управляющих включено более 9 тыс. человек. Лицензирование деятельности арбитражных управляющих не требуется. Кроме того, в Минэкономразвития отмечают, что закон исключает из конкурсной массы должника имущества, запрещенное к взысканию гражданским процессуальным законодательством, поэтому опасения депутатов, сформулированные в пояснительной записке к их проекту, беспочвенны.
По мнению министерства, закон о банкротстве физлиц направлен на создание цивилизованных механизмов разрешения гражданами финансовых проблем и освобождение от невозможных к исполнению обязательств. В связи с этим ведомства не поддерживают идею о введении моратория на вступление в силу закона о банкротстве физлиц.
Думский комитет по собственности в середине апреля рекомендовал нижней палате парламента отклонить законопроект «О трехлетнем моратории на вступление в силу реабилитационных процедур, применяемых в отношении гражданина-должника». В заключении комитета говорится, что перенос на 3 года срока вступления в силу закона о реабилитационных процедурах нарушает права большого числа граждан-кредиторов, так как закон облегчает положение граждан-должников.
Как сообщалось ранее, закон о банкротстве физлиц устанавливает, что дела о банкротстве должников-физлиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями (ИП), будут рассматриваться судом общей юрисдикции по месту жительства. Правом на обращение в суд с заявлением о признании гражданина банкротом обладают гражданин, конкурсный кредитор, уполномоченный орган. Заявление о признании должника банкротом принимается арбитражным судом, если требования к должнику — гражданину составляют не менее 500 тыс. рублей.
Согласно документу, при рассмотрении дела о банкротстве гражданина применяются реструктуризация долгов гражданина, реализация его имущества и мировое соглашение.
Закон устанавливает, что участие финансового управляющего в деле о банкротстве является обязательным. Его вознаграждение за проведение процедуры банкротства должно составить 10 тыс. рублей плюс проценты. Если должник-физлицо исполнил утвержденный судом план реструктуризации долга, то финансовый управляющий получит 2% от суммы удовлетворенных требований. В случае введения процедуры реализации имущества гражданина управляющий получит 2% от размера выручки от реализации имущества должника.
Закон «О внесении изменений в федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования реабилитационных процедур, применяемых в отношении гражданина-должника», был внесен правительством на рассмотрение Госдумы в июле 2012 года. До этого работа над документом велась в правительстве более семи лет, за это время было подготовлено несколько версий законопроекта. Во втором и третьем чтении закон был принят в декабре 2014 года.
FINMARKET.RU, 30 апреля 2015