Из-за действий мошенников, взявших кредит на его имя, истец получил испорченную кредитную историю. Поэтому попытка оформить ипотеку провалилась, сделка по покупке дома сорвалась, а выплаченный залог продавец ему не вернул. К тому же, банк продолжал требовать возврата денег... ВС разбирался, кто и на каких основаниях должен был компенсировать нанесенный мужчине вред.
Кредит, который испортил жизнь
В январе 2015 года Константин Цюхай из Краснодара заключил предварительный договор купли-продажи жилого дома и земельного участка, уплатив продавцу в качестве задатка 460 000 руб. Оставшуюся часть средств он планировал взять в ипотеку у банка «УралСиб», но получил отказ. Через несколько дней несостоявшийся заемщик понял, почему это произошло: ему начали приходить письма из «Альфа-Банка» с требованием погасить задолженность по кредиту, которого тот не заключал. В начале февраля мужчина обратился в банк и потребовал разобраться в ситуации. Банк провел проверку и выяснил, что некто мошенническим путем оформил на его имя кредит на 294 000 руб. Сотрудники кредитной организации заверили Цюхай, что денег с него больше требовать не будут, а всю негативную информацию из бюро кредитных историй — удалят. Между тем, письма и звонки с требованием погасить долг мужчина получает до сих пор. Кроме того, из-за испорченной кредитной истории он так и не смог заключить основной договор купли-продажи дома с землей, а залог продавец так и не вернул. Тогда общественная организация «Комитет по защите прав потребителей и предпринимателей Краснодарского края» обратилась в суд с потребительским иском в пользу Цюхай (дело № 2−8174/2015). Заявитель просил признать договор не заключенным, взыскать с «Альфа-Банка» понесенные по его вине убытки (задаток по договору), штраф за несоблюдение в добровольном порядке требований потребителя (50% от присужденной суммы), компенсацию морального вреда, а также исключить имя истца из базы должников и прекратить звонки с требованиями о выплате долга.
Ответчик не спорил с тем, что кредитного договора с истцом он не заключал. Это подтвердила и назначенная судом графологическая экспертиза, согласно которой подписи на документе были выполнены «не Цюхай, а иным лицом». Поэтому Первомайский райсуд Краснодара признал договор не заключенным. Вместе с тем, суд решил, что отношения между истцом и банком подпадают под действие закона о защите прав потребителей, а значит, банк должен выплатить заявителю 460 000 руб. (на основании п. 2 ст. 13 закона, который позволяет требовать компенсации убытков, понесенных из-за некачественно оказанной услуги). Компенсация морального вреда (ст. 15 того же закона) составила 500 000 руб., поскольку «в результате нравственных страданий и длительной психотравмирующей ситуации [истцу] был поставлен диагноз», а «потребительский» штраф — 240 000 руб. Апелляция засилила это решение.
Были ли «потребительские» отношения?
«Альфа-Банк» обжаловал акты нижестоящих инстанций в ВС, и сегодня дело рассмотрела «тройка» судей Коллегии по гражданским делам (Сергей Асташев, Сергей Романовский, Александр Киселев). В жалобе, поданной представителем Ксенией Пархоменко, говорилось: банк не согласен с тем, что нарушил права истца как потребителя. «Суд признал договор не заключенным, значит, никаких отношений с банком у него не было, и применить к ним ст. 13 и 15 закона о защите прав потребителей было нельзя», — говорила представитель. Кроме того, она указала, что согласно ст. 151 ГК (компенсация морального вреда), суд должен устанавливать был ли причинен вред, в чем он заключался, и кто виновен в его причинении. «Суды не установили связь между моральным вредом и действиями банка», — была уверена Пархоменко.
Константин Гречин, выступавший в суде от «Комитета по защите прав потребителей и предпринимателей Краснодарского края» настаивал на том, что раз банк пытался стребовать с его доверителя денежные средства, которые тот не брал, «потребительские» отношения между ними все же возникли. «Действия банка дают нам право предъявлять такие требования», — уверял он судей.
Если бы работник банка забрался к нему в дом и что-то украл, вы бы тоже предъявляли требования к банку? — извинившись, провел аналогию председательствующий Асташев.
Нет, конечно, — вынужден был согласиться представитель.
Решили судьи разобраться и с тем, почему истец требует с банка возмещения убытков.
Цюхай хотел купить дом и землю, отдал часть денег в качестве аванса, рассчитывал остальное добрать в банке, но не смог из-за испорченной «Альфа-Банком» кредитной истории. Аванс ему так и не вернули — это и есть убытки, — пояснил представитель.
Пусть идет и взыщет аванс, что ему мешает? — удивились судьи.
Это был не аванс, а залог, который вернуть нельзя, — с некоторой грустью ответил на этот вопрос сам Цюхай. Также он рассказал, что свои обещания «Альфа-Банк» не выполнил до сих пор — кредитная история до конца не очищена, на его адрес до сих пор приходят письма с требованием выплатить долг, а кредитный договор по его информации отчего-то признан «досрочно закрытым», вместо «не заключенного».
Судьи Коллегии по гражданским делам после недолгого совещания направили дело новое рассмотрение в апелляцию. «Речь идет не о том, что подвергаются сомнению выводы судов, а об устранении допущенных нарушений норм материального права», — пояснил сторонам процесса Асташев.
Марина Труханова, Право.ru